1. УПРАВЛЯЕМОСТЬ ВАЗ 211** И ОПОРЫ СТОЕК
Ни для кого не секрет, что более комфортабельный автомобиль ВАЗ-2110 уступает по "остроте" руля старушке "восьмерке". "Задумчивость" в управлении раньше принималась как должное: мол, машина и тяжелее, и не такая спортивная. Но недавно мне довелось поездить на своей же родной "десятке" с одной необычной деталью подвески. И знаете - не узнал свой автомобиль! Мало того что маневренность стала лучше, так и плавность хода прямо-таки изумительная. Раньше я свою любимую тещу провозил очень аккуратненько по тем ямам, что около моего дома, а теперь даже она замечает, насколько тихо и быстро мы там проезжаем. Не буду вас томить - все дело в прокладках! В прокладках между кузовом и подвеской, то есть в верхних опорах стоек подвесок. Оказывается, одна небольшая деталь, вернее, две могут так изменить автомобиль. Самое главное - это конструктивное исполнение самой опоры. Как известно, серийная опора сделана разборной - вроде бы для ремонтопригодности (хотя по жизни меняют ее целиком, потому что не найти отдельных запчастей). Так вот, из-за этого саму резину не стали вулканизировать, как рекомендовала при проектировании "десятки" фирма Porsche. Кстати, с помощью этой фирмы проектировалась "восьмерка" - о достоинствах рассказывать не надо. Сейчас же то ли сама опора скрипит, то ли это стуки со стойки передаются, да опора их не гасит, но факт налицо - стучит подвеска! Да вы наверняка и сами слышали про стуки в "десятках". А вот на новых опорах я ничего не слышу! Может быть, потому, что массы привулканизированной резины стало в два раза больше, а может быть, из-за "мягкой" резины? А это, как известно, очень даже влияет на шумопоглощение. С этим более-менее ясно, но при чем тут маневренность? - спросите вы. Ведь спортсмены для этого, наоборот, устанавливают жесткие шаровые шарниры вместо всех резиновых элементов подвески. И действительно, вспомним конструкцию автомобиля: при повороте на колесо действует боковая сила, которая передается через корпус стойки, шток и давит в радиальном направлении на верхнюю опору. Чем она мягче, тем сильнее смещается шток стойки и больше приходится докручивать руль - по этой причине та самая "задумчивость" у ВАЗ-2110. Кстати, об этой опоре: еще одна неприятность от ее разборности - свободно вложенная резина в ней вызывает большую нестабильность углов развала колес. Все эти неприятности были известны раньше, но приходилось с этим мириться, пока я случайно не увидел результаты испытаний новой верхней опоры, которая на заводе проходит с приставкой "30": 2110-2902820-30. Aвтором новой опоры оказался на удивление молодой человек из отдела проектирования шасси НТЦ Евгений Щербак. Он и поведал мне, что побуждением к ее созданию было не только желание исправить недостатки старого варианта, но и улучшить все характеристики. Для этого пришлось решать дилемму: для комфорта надо много упругого материала, а для управляемости - как можно меньше. Правда, есть один нюанс - направление действия: зона комфортности необходима по вертикали, а в радиальном направлении надо бы пожестче. Вот тут и пригодилась инженерная мысль для объединения в одной детали столь разных задач. Конечно, специалисты увидят в его работе знакомые очертания опор автомобилей Fiat Bravo и Porsche-944. Дело в том, что заимствование идей у конкурентов - общемировая практика, только вот прямое копирование форм не дает результата. А вот как подобрать необходимые именно для конкретного автомобиля характеристики опоры - задача та еще. Здесь нужны и опыт проектирования, и куча всяких экспериментов. Последние уже были проведены с первой серией такой опоры. Результаты как субъективной оценки, так и инструментальной действительно подтверждают преимущества новой опоры: жесткость рулевого управления возросла на 9%, усилие на руле при повороте на месте уменьшилось на 8% по сравнению с серийной комплектацией. При скоростных заездах получили лучшую стабилизацию рулевого управления и чувствительность автомобиля к повороту руля. Испытания опоры на стенде, как в статике, так и в динамике, дали лучшие показатели по сравнению с серийной и стали близки к характеристикам опор "2108" и Fiat Bravo. Положительные итоги испытаний не только не охладили творческого натиска автора, но и показали направление для модернизации, в результате появилась конструкция уже с приставкой "31". Ее будут испытывать не только на ВАЗе, но и в НАМИ для получения сертификата. Надо сказать, что модифицированная "31-я" опора - конструкция еще более интересная. Известно лишь, что производить такие опоры будет одна из тольяттинских фирм. Думаю, вскоре сам читатель получит возможность водить автомобиль с новыми опорами. ***
(C) не мой, а "Биржа плюс авто" (Н-Н)
Хостинг от uCoz